Пятница, 26.04.2024, 15:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Достижения [1]
Разработки уроков [5]
Нормативные документы [6]
Доклады [9]
ФГОС [5]
Статьи [2]
Тесты, контрольные работы [8]
Сингапур [2]
Мероприятии [4]
Для ребят [4]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Мини-чат
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов Кадыровой Ильгамии Вилдановны
    Главная » Файлы » Разработки уроков

    Разработка урока по технологии во 2-ом класе по теме: «Хлеб – всему голова»
    [ Скачать с сервера (36.9 Kb) ] 02.02.2015, 17:16


    МБОУ «Казакларская СОШ Высокогорского муниципального района
     Республики Татарстан»

     

     

     


    Разработка урока по технологии во 2-ом класе 
    по теме: «Хлеб – всему голова» 
    (УМК «Перспектива»)

     

     

     

     


    Автор: Кадырова Ильгамия Вилдановна,
    учитель начальных классов  
    МБОУ «Казакларская СОШ  
    Высокогорского муниципального района
    Республики Татарстан

     

     

    Казаклар
    2013
    Учебный предмет: технология.
    Класс: 2
    Тема: «Хлеб-всему голова. »
    (Технологическая карта изучения темы)
    Тема раздела    Человек и земля
    Тема     Хлеб – всему голова. Работа с пластичными материалами. Тестопластика. 
    Тип урока    «Открытие» новых знаний
    Цель темы      Сформировать представление о видах деятельности человека на земле
       Ввести технику «тестопластика».
      Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности: делать сувенир из теста. 
    Задачи урока    Расширить представления учащихся о профессиях (познакомить с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними.
    Развивать навыки лепки.
    Учить сравнивать материалы по предложенным критериям. 
    Формировать навык самостоятельного анализа изделия. 
    С помощью работы над созданием элемента украшения развивать эстетический вкус, умение сочетать цвета.
    Планируемый результат    Предметные умения    УУД
          Изготавливать соленое тесто, используя алгоритм. 
      Выполнять магнит из теста. 
      Оформлять рецепт блюда. 
      Формулировать правило общения с чёрствым хлебом. 
     Научить работать в технике «тестопластика». 
        Личностные умения: 
    — воспитывать бережное отношение к хлебу; 
    — проявлять бережное отношение к результатам своего труда. 
    Познавательные умения: 
    — осуществлять поиск необходимой информации; 
    — использовать в активном словаре новые понятия; 
    — сравнивать материалы: тесто, пластилин, глину и обосновывать своё суждение; 
    — различать продукт деятельности кулинара и кондитера; 
    — составлять рассказ о хлебе, используя алгоритм. 
    Регулятивные умения: 
    — принимать и выполнять учебное задание; 
    — выполнять учебное задание, используя алгоритм. 
    Коммуникативные умения: 
    — строить монологическое высказывание; 
    — адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога. 
     Основные понятия    Тесто, пекарь, кондитер, жернова, мельница, блюдо
    Организация пространства 
    Межпредметные связи     Формы  работы    Ресурсы
    Окружающий мир («Про хлеб и кашу, про чай и кофе» (1 класс).  Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).    Фронтальная, индивидуальная; парная; групповая.    Учебник «Технология».
    Таблицы: «Злаковые культуры», «Критерии сравнения пластичных материалов».
    Мультимедийная презентация: «Состав соленого теста». Интерактивная игра – лото «Тесто для пекаря и кондитера»,
    Мультфильм «Легкий хлеб».
     Натуральные объекты: кусочки пластилина, глины, солёного теста, мука, соль, вода. Природные материалы. 
      Карточки со словами: тесто, пекарь, кондитер, жернова, мельница, блюдо.
      Карточки с учебными задачами

    I этап. Мотивация к деятельности
    Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Хлеб всему голова».    (Ученики заходят в класс, рассаживаются группами .
    Сегодня на уроке мы работаем по группам. Учитель объясняет правила работы в группах. Назначает ответственного.
    Проверка готовности к уроку.
    Учитель читает стихотворение
    Рос сперва на воле в поле, 
    Летом цвел и колосился, 
    А когда обмолотили
    Он в зерно вдруг превратился. 
    Из зерна - в муку и тесто, 
    В магазине занял место. 
    Вырос он под синим небом, 
    А пришел на стол к нам хлебом. 
    - Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? 
    - О хлебе! 
    Кто из вас никогда не ел хлеб?
    А откуда она берется? (выслушиваются мнения детей)
    Последовательность изучения, цели    Обучающие и развивающие задания    Диагностические задания
    II .Актуализация знаний учащихся
    Цель – актуализировать знания учащихся о злаковых растениях, которые используются для приготовления муки.    А как давно стали употреблять хлеб? 
    Сообщение учителя.
    Когда-то давным-давно люди давно лепили хлебные лепёшки из муки и воды и выпекали их на раскалённых камнях. Вначале лепёшки ели в горячем виде вместе с мясом, а потом стали употреблять их в пищу и холодными. Наверное, тогда и стали холодную лепёшку считать хлебом. Когда хлеб подавали на праздничный стол, его украшали. Мудрые стали говорить: «Хлеб – всему голова».
    -Давайте вспомним знания, которые мы получали в 1-м классе.
    Работа по таблице

        

     

     

     

     

     

     


    Назовите злаки, которые выращивают люди.
    Назовите злаки, из которых получают муку.
    Можно ли утверждать, что эти культуры: ячмень, лён, просо, кукуруза, гречка, пшеница, мак, рожь, овёс, рис –используются для приготовления муки? Своё мнение обоснуйте. 
    III. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
    Цель – подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.    Распределите блюда на две группы: изделия, которые испек кондитер;  изделия, которые испек пекарь. Работа в парах. 

    Попытаются самостоятельно выполнить  задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.
         


    Выполняют задание на пробное действие.  Почему так распределили? Свое мнение обоснуйте.


    IV.  Выявление места и причины затруднений.
    Цель – ознакомить целями и задачами урока    Выясняют места и причины затруднения. Фронтальная работа.

    Учитель выслушивает мнения детей, уточняет, и знакомит целями и задачами урока    
    Почему у нас были ошибки?
    Чего мы еще не знаем?
    Чему нам надо научиться?

    V.Реализация построенного проекта
    Цель – ввести понятия «жернова», «мельница».
        1.Работа с учебником. С.17
    Чтение текста.
    2.Просмотр отрывка мультфильма «Легкий хлеб» по белорусской народной сказке». 
    Давайте поможем волку разобраться.

     

    Рассмотрите фото по учебнику.
    Жернов – парный каменный круг, который служит для перемалывания пшеницы и других зерен в муку.
    Мельница – устройство для помола чего-нибудь.

    Сообщение учителя.
     (Приложение 1)    


    А как получают муку?
     Какие приспособления использовались раньше; сейчас? 
    Как они называются?
    Назовите значение слова «жернов», «мельница».
    Может ли ветряная мельница работать при помощи воды? Свое мнение обоснуйте. Работа в парах.

    Цель – ввести понятия «кондитер», «пекарь». Различать продукт деятельности пекаря и кондитера.
        2.Професии пекарь и кондитер.
    Отгадывание загадок. 
    1.    Он в тенёчке не лежал, а хлеба растил и жал. (хлебороб)
    2.    Корабль-великан
    По земле идет.
    Поле пройдет – 
    Урожай соберёт. (Комбайн)
          3.Он не грел на печке бок –
             Каравай ребятам пек. (Пекарь)
    Чтение определений этих профессий по учебнику. (с. 17—18).

    Работа в парах.    

     

     

     


    А какие профессии, связанные с выпечкой, вы знаете?  (Пекарь, кондитер)


    Можно ли утверждать, что благодаря труду хлебороба, мельника, пекаря, гончара, кондитера, корзинщика, продавца хлеба хлеб попадает к нам на стол? Свое мнение обоснуйте. 
        3.Инструменты и приспособления пекаря и кондитера.
     Работа по учебнику. С.19  Выполнение задания (индивидуальная работа с взаимопроверкой)

    Работа в парах.

     

    Учитель помогает им сделать правильный выбор и определить, что пекут пекарь и кондитер.    

    Помоги Ване и Ане назвать инструменты и приспособления, которые используют пекарь и кондитер. 


    Можно ли утверждать, что пекарь и кондитер для изготовления своих изделий используют одни и те же инструменты? Свое мнение обоснуйте.

    Цель – ввести понятие «блюдо».
        Работа по учебнику с.20. Значение слова «блюдо».  Индивидуальная, фронтальная работа. 
    В каждой стране есть свои национальные блюда. Рассмотрите рисунок и попробуйте определить, к национальной
    кухне каких стран относятся предлагаемые блюда. (Блины — русская кухня, пицца — итальянская, чак-чак —татарская, паста, макароны — итальянская, лаваш — кавказская, пельмени — русская, беляши — татарская, каравай — украинская.)    


    Прочитайте и назовите значение слова «блюдо»

    К какой кухне относятся предлагаемые блюда.

    Назовите основной продукт , который присутствует во всех этих блюдах.
    Цель – сравнивать материалы: тесто, пластилин, глину по критериям.    5.Практическая работа. В группах.
    Для работы в группах учащимся предоставляются кусочки пластилина, глины, теста.
    Ответы на вопросы.

     

     

    Работа с карточками.
    1-я карточка. Вязкая масса различной густоты, получаемая из муки, смешанной с жидкостью (водой, молоком и.т.п.)
    2-я карточка. Любая густая масса, получаемая при смешивании твердого сыпучего вещества с жидкостью

    Практическая работа. Сравнение свойств пластичных материалов: глины, пластилина, солёного теста и внесение результатов исследования в таблицу (в рабочие тетради).
        Учитель беседует с учащимися по каждому критерию оценивания. 
    Первый критерий — цвет. 
    Вывод. 
    Пластилин может быть разнообразных цветов. Глина может быть красной, белой, голубой, желтой и серой, чаще всего белой и красной. Тесто белого цвета.
    Учитель. Но можно придать цвет тесту, добавив в раствор гуашь или пищевые красители. 
    Второй критерий – состав. 
    Учитель с помощью наводящих вопросов помогает детям. 
     Пластилин состоит из красителей (для придания цвета), измельченной глины, а также воска, который препятствует высыханию, это может быть и вазелин. 
    Глина — это осадочная горная порода, поэтому она состоит из природных
    минералов. 
    А тесто — это мука, соль и вода. 
    Третий кретерий – пластичность.
      Чтобы оценить пластичность исследуемых материалов, необходимо попробовать изменить их форму. Поэтому учитель должен предоставить учащимся возможность тактильного контакта с материалами. 
      Мы с вами сказали, что наши материалы (пластилин, глина и тесто) относятся к пластичным.    

    Назовите материалы, с которыми вам предстоит работать.
    Какой общий признак они имеют? (Пластичность) 
    Какой из этих материалов используют пекарь и кондитер?
    Выберите предложение, в котором говорится о тесте?
    Можно ли утверждать, что мука отличается от теста? Своё мнение обоснуйте.

    Заполните таблицу.


    Смотрят пластилин, фотографии и рисунки с глиной в различном применении и цвете, тесто, делают вывод.

     


    Определяют состав

     


    Измените форму.

     

    Но в любом ли состоянии они проявляют свои пластические свойства?(Пластилин — при нагревании; глина, тесто — при добавлении воды.) 
    Цель – научить сравнивать, выполнять учебное задание     6.Работа на интерактивной доске. 
    Игра «Лото». Прочитайте текст карточки и определите, с каким тестом работают пекарь и кондитер. Поместите карточки с текстом на поле «Лото».
    Карточки:
    1.Пресное тесто – используется при приготовлении пельменей, чебуреков и пресных лепешек.
    2.Песочное тесто – используется при приготовлении основы для торта, а также различных пирожных и печенья.
    3.Кислое или дрожжевое тесто – используется при приготовлении многих видов хлеба, пирожков и беляшей.
    4.Бисквитное тесто – используется при приготовлении основ для торта, рулета и пирожного.
    5.Солёное тесто – используется при приготовлении слоек, пирожных и тортов.
    6.Заварное тесто – используется при приготовлении пирожных, в том числе эклеров, а также некоторых видов хлеба, например, бородинского.
     
    Пекарь    Кондитер

        

        

        

        
        
    Прочитайте и выполните задание
        ФИЗМИНУТКА:
    Ветер веет над полями,
    И качается трава.
    (дети плавно качают руками над головой.)
    Облако плывет над нами,
    Словно белая гора.
    (Потягивания-руки вверх.)
    Ветер пыль над полем носит.
    Наклоняются колосья-
    Вправо-влево, взад-вперед,
    А потом наоборот.
    (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
    Мышки прячутся во ржи.
    Как увидеть их скажи?
    В норке прячется полевка.
    Покажись, скорей, плутовка!
    (Приседания.)
    Мы взбираемся на холм,
    (Ходьба на месте.)
    И немного отдохнем.
    (Дети садятся за парты.)    
    Цель –ввести понятие «тестопластика»    7.Ознакомление с историей соленого теста.
    Ответы на вопросы.


    Учитель выслушивает мнения учащихся, дополняет.
     Мы не будем ничего готовить из нашего теста, а сделаем из него магнитики. Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Технологию эту называют тестопластикой.
    Сообщение учителя.
    Приложение 3.     
    Могут ли изделия из теста сувенирами? 
    Какое тесто можно использовать? 
    Почему?  Своё мнение обоснуйте.

    Цель – ознакомить с рецептом и алгоритмом приготовления соленого теста    8.Просмотр презентации «Состав соленого теста и его приготовление».
    Состав солёного теста.
    2 стакана муки
    1 стакан мелкой соли «Экстра» (не йодированной)
    ¾ стакана воды
    1 чайная ложка растительного масла
    Алгоритм приготовления соленого теста
    Чтобы приготовить солёное тесто, надо: 
    • смешать в миске 2 стакана муки и 1 стакан соли «Экстра»; 
    • влить в смесь 3/4 стакана воды и тщательно перемешать до однородного состояния; 
    • добавить 1 чайную ложку растительного масла, чтобы тесто не прилипало к рукам; 
    • размять тесто в руках до однородного состояния; 
    • раскрасить кусочки теста в разные цвета; 
    • готовое тесто положить в полиэтиленовый пакет и хранить в холодильнике.    
    Цель – договориться о совместной деятельности и приходить к общему мнению.      9.Последовательность работы при выполнении магнита из теста.
    Анализ образца изделия в группах. 

     


     
    Работа по учебнику, с.21-22.
    Затем учащиеся читают план работы в учебнике и рассматривают рисунки к нему.
    Обсуждение этого плана и с помощью учителя составляют свой собственный: 
    1. Замешивание теста 
    2. Лепка, прикрепление магнитика
     3. Сушка работы.    

    Какие материалы и инструменты понадобятся для изготовления? 
    Тесто, магнитик, краски, природные материалы. 
    Как можно использовать данное изделие? Украшение для холодильника, подарок.  

    Назовите порядок выполнения работы.


    Назовите последовательность работы.
    Можно ли раскрашивать магнит из соленого теста после высыхания? Да, так экономичнее.
    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
    Цель – научить применять новые знания при выполнении заданий, проверять по эталону.    Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Индивидуальная работа с самопроверкой;
    групповая работа.
     На отдельных карточках написаны названия продуктов. Надо выбрать только те продукты, которые подойдут для соленого теста.
      Мука, соль «Экстра», соль каменная, соль йодированная, сахарный песок, ванилин, разрыхлитель, сода, растительное масло, вода.
    Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.    
    Перечислите продукты, которые используют для приготовления соленого теста.
    Подберите только те продукты, которые нужны для соленого теста, проверь по эталону.

     

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
    Цель – договориться о совместной деятельности. Выполнять учебное задание, используя алгоритм.    1.Приготовление соленого теста, используя алгоритм.
     В малых группах. Работу возглавляет ответственный в группе.

        
    Распределите обязанности в группе и выполните практическое задание. 
    Цель – научить школьников выполнять изделие из пластилина.    2.Выполнение изделия. Лепка фигуры для магнита. (Это задание можно дать на дом.)
    Учитель осуществляет контроль.    Вылепите изделие
    VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.
    Цель – научить строить монологическое высказывание.    Выполнение диагностических заданий.
    Фронтальная работа
    Продолжите предложение:
    1.Пекарь – это …
    2.Кондитер – это …
    3.Тесто – это …
    4.Соленое тесто отличается от обычного …
    5. «Тестопластика» - это …    
    Дать определение новым понятиям
    Цель – научить используя анализ и синтез, рассказывать о хлебе, правилам общения с черствым хлебом.    Правила общения с чёрствым хлебом.
    Ответ на вопрос.

    Составление рассказа о хлебе, двигаясь по стрелкам.

                      ХЛЕБ
     
       Свежий                    Чёрствый 

        съесть             съесть         выкинуть?! 

                  сломать зуб      приготовить
                                                    новое
                                                    блюдо: 
                                               сухарики 
                                                квас 
                                                торт     
    Можно ли утверждать, что хлеб едят только свежим? Свое мнение обоснуйте.
    Составить рассказ по стрелкам.
    Формулировка правил общения с черствым хлебом.
    9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
    Цель – соотносить полученный результат с поставленной целью    Выставка работ.
    Самоанализ.
    Задание на самоанализ. Закончите предложение.
    Для меня важно бережно относится к хлебу, потому что…    
    Цель – формировать у школьников самооценку,     Самооценка самостоятельности;
     и собственной деятельности в целом.
    Отвечают смайликами.    Довольны ли вы своей работой на уроке?

    Цель – научить использовать полученные на уроке при выполнении домашнего задания. Развивать творчество    Задание на дом.
    Напишите рецепт любимого блюда из теста, которое часто готовят в вашей семье. Оформите вашу работу рисунками или фотографиями. 

     

         

    Выставление оценок

    Использованная литература
    1.    Уроки технологии. Человек, природа, техника. 2 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2009. — 127 с. — (Академический школьный учебник) (Перспектива).
    2.    Комплект «Перспектива». Программы для начальной школы. –М.: Просвещение , 2007.
    3.    Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009.

     

     

     

     

     

    Приложение 1.
      Сейчас муку делают на мукомольных комбинатах, мука — основное сырье для хлебопечения и приготовления кондитерских изделий, производство муки — одно из древнейших на земном шаре. Технологический процесс на мельнице состоит из ряда взаимосвязанных операций, каждую из которых выполняет специальное оборудование — самые современные машины и аппараты. Гибкая технологическая схема позволяет производить муку различных сортов как из мягкой, так и из твердой пшеницы.  Производительность мельницы — 80 тонн муки в сутки. Мука фасуется в мешки весом 10, 25, 50 кг, а также в пакеты весом 2 кг.

    Приложение 2.
    Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был на вес золота. И далеко не каждый день он был на столе. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, гидроцеллюлозы, пырея, лебеды. В блокаду, когда наш город был в кольце врагов, хлеб давали по маленькому кусочку( 125г.) на весь день. Люди понимали, что хлеб-это их жизнь!

    Приложение 3.
    Известно, что еще в Древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. При этом основной проблемой была недолговечность материала. Ему, конечно, угрожала влага, однако главным врагом являлись грызуны. История не сохранила имени того, кто придумал добавлять в муку соль в таком количестве, чтобы грызуны и насекомые перестали покушаться на изделия. Обычай лепить из соленого теста распространен во многих районах Европы и на Русском Севере. Когда-то изготовление фигурок из муки и воды или из хлебного мякиша было связано с магическими действиями. Часто такие фигурки служили оберегами. Традиционно изделия из теста использовали для создания ритуальных предметов, посвященных народным праздникам, например празднику сбора урожая, или для приготовления народного свадебного каравая. В наше время лепка из соленого теста не только утратила ритуальный смысл, но и во многом поменяла тематику. Материал, своей нетронутой естественностью определявший в древности художественное восприятие изделий, сегодня практически невозможно распознать под краской и лаком. Изделие выглядит керамическим. Редко используют, да и то лишь в декоративных целях, «поджаристый» цвет мелких деталей, который появляется после запекания фигурок. Кроме того, в наше время немалую композиционную и смысловую роль в изделии играют дополнительные, и не только природные, материалы. Вот и мы сегодня изготовим из соленого теста магнитик, которым можно украсить дом.  

    Категория: Разработки уроков | Добавил: Ильгамия
    Просмотров: 951 | Загрузок: 136 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024