Урок с позиций здоровье сбережения
Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить и проранжировать по значимости и силе влияния школьные факторы риска, которые негативно складываются на росте, развитии и здоровье детей:
- стрессовая педагогическая тактика
- интенсификация учебного процесса
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
- несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей
- провалы в существующей системе физического воспитания
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
Важнейшей составной частью здоровьесберегающей работы школы является рациональная организация урока. За основу мы взяли критерии рациональной организации урока по Н.К.Смиронову.
№
Факторы урока
|
Уровни гигиенической рациональности урока
|
Рациональный
|
Недостаточно рациональный
|
Нерациональный
|
1
|
Плотность урока
|
не менее 60% и не более 75-80%
|
85-90%
|
более 90%
|
2
|
Количество видов учебной деятельности
|
4-7
|
2-3
|
1-3
|
3
|
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
|
не более 10 минут
|
11-15 минут
|
более 15 минут
|
4
|
Частота чередования различных видов учебной деятельности
|
смена не позже чем через 7-10 минут
|
смена через 11-15 минут
|
смена через 15-20 минут
|
5
|
Количество видов преподавания
|
не менее 3-х
|
2
|
1
|
6
|
Чередование видов преподавания
|
не позже чем через 10-15 минут
|
через 15-20 минут
|
не чередуются
|
7
|
Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)
|
2-3
|
1
|
Нет
|
8
|
Место и длительность применения ТСО
|
в соответствии с гигиеническими нормами
|
с частичным соблюдением гигиенических норм
|
в произвольной форме
|
9
|
Чередование позы
|
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
|
Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся
|
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем
|
10
|
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток
|
На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого
|
1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью
|
Отсутствуют
|
111
|
Психологический климат
|
Преобладают положительные эмоции
|
Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный
|
Преобладают отрицательные эмоции
|
112
|
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности
|
Не ранее 40 мин.
|
Не ранее 35-37 мин.
|
До 30 минут
|
На одном из методических семинаров была предложена схема-анализ урока с позиций здоровьесбережения, каждый пункт которого рассмотрен и охарактеризован.
Кроме этого рекомендовано при подготовке и проведении урока использовать критерии трудности урока, предложенные С.М.Громбахом
Степень трудности
|
Насыщенность учебными элементами
|
Характер деятельности учащихся
|
Уровень формирования знаний и умений
|
Низкая
|
От 1 до 5
|
Репродуктивный
|
Воспроизведение знаний без изменений, выполнение действий по образцу
|
Средняя
|
От 5 до 8
|
Частично поисковый
|
Воспроизведение знаний с элементами логических действий, применение знаний в измененной ситуации
|
Высокая
|
Свыше 8
|
Исследовательский
|
Решение творческих задач, применение знаний в новых условиях
|
и критерии для оценки валеологизации урока по В.Н.Ирхину
1. Учитель мобилизует учащихся на урок, создает положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку в классе.
2. Учитель обеспечивает высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся в течение урока.
3. На уроке благоприятный психологический климат, отношения между учителем и учащимися доброжелательные.
4. Содержание учебного материала на уроке способствует формированию валеологической культуры школьников.
5. Методы и формы обучения, используемые учителем, адекватны учебному содержанию, задаче этапа, а также психофизиологическим и учебным возможностям учащихся.
6. Учитель оказывает дозированную помощь учащимся при затруднениях, создает ситуацию успеха.
7. Учитель использует приемы психоэмоциональной разрядки.
8. Учитель снимает у учащихся зрительное утомление, мышечное напряжение, используя различные приемы.
9. Методы контроля и оценки знаний учащихся на уроке способствуют сохранению их психического здоровья.
10. Учитель соблюдает гигиенические нормы и требования при организации урока (освещенность, проветривание, распределение учебного материала и т.д.).
11. Учитель использует средства обучения в соответствии с гигиеническими требованиями.
12. Характер, объем и дифференцированность домашних заданий соответствует реальным учебным возможностям, индивидуальным особенностям и способностям учащихся.
К этому хотелось бы добавить:
- Учитель использует дифференциальный и индивидуальный подходы в ходе реализации учебной деятельности.
- Учитель использует валеологически обоснованные технологии обучения.
При рассмотрении технологий с позиций учета воздействия на здоровье стало понятно, что все признаки здоровьесберегающих образовательных технологий имеют личностно-ориентированные, которые в центре образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка становится целью образовательной системы.
Прошли педсоветы «Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время», «Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированных подходов», «Как избежать насилия в школе или воспитание милосердия», «Учебник, как эффективное средство активизации умственной деятельности».
Основные наши усилия в первую очередь направлены на создание условий оздоровления детей непосредственно в образовательном процессе. Мы планируем добиться этого через:
- использование эффективных методов обучения
- создание благоприятного психологического климата
- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой
- рационализация каникулярного времени и летнего отдыха школьников.
Рост образования в обществе – необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Состояние здоровья наших школьников вызывает серьезную тревогу. Приведу некоторые цифры
– более 20% детей в возрасте 6-7 лет по состоянию здоровья не готовы к обучению в школе;
- более 35% - уже имеют хронические заболевания.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относится к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска.
За годы обучения в школе возрастает число нарушений зрения, осанки, заболеванию органов пищеварения, расстройства в деятельности центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании.
В этой связи перед школой встают сразу две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Здоровье – категория многогранная, следует принимать во внимание и наследственность, и плохую экологию, и социально-экономическую составляющую.
Тем не менее современный ребенок от 6 до 17 лет проводит в школе до 70% всего активного времени. А именно в этот период интенсивно формируются и развиваются все системы организма. Любые неблагоприятные воздействия могут вызвать нарушения адаптации, которые приводят к постепенной утрате ребенком того физического и энергетического запаса прочности, которое и принято называть здоровьем.
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст.2)
- обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51)
В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.28) подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
Приоритет данной задачи подчеркивается также и в других директивных документах:
- Программе развития воспитания в системе образования России
- концепции реформирования образования
- Письме Министерства образования России от 26.08.02 «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии».
По определению министерства «… под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье».
|