Вторник, 11.12.2018, 05:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Достижения [1]
Разработки уроков [5]
Нормативные документы [6]
Доклады [9]
ФГОС [5]
Статьи [2]
Тесты, контрольные работы [8]
Сингапур [2]
Мероприятии [4]
Для ребят [4]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Мини-чат
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов Кадыровой Ильгамии Вилдановны
    Главная » Файлы » Доклады

    Урок с позиций здоровье сбережения
    [ Скачать с сервера (92.0 Kb) ] 28.01.2015, 14:18

    Урок с позиций здоровье сбережения    

      

    Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

            Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить и проранжировать по значимости и силе влияния школьные факторы риска, которые негативно складываются на росте, развитии и здоровье детей:

    - стрессовая педагогическая тактика

    - интенсификация учебного процесса

    - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

    - несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса

    - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья

    - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей

    - провалы в существующей системе физического воспитания

    - отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

            Важнейшей составной частью здоровьесберегающей работы школы является рациональная организация урока. За основу мы взяли критерии рациональной организации урока по Н.К.Смиронову.

     

    Факторы урока

    Уровни гигиенической рациональности урока

    Рациональный

    Недостаточно рациональный

    Нерациональный

       1

    Плотность урока

    не менее 60% и не  более 75-80%

    85-90%

    более 90%

    2

    Количество видов учебной деятельности

    4-7

    2-3

    1-3

    3

    Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

    не более 10 минут

    11-15 минут

    более 15 минут

    4

    Частота чередования различных видов учебной деятельности

    смена не позже чем через 7-10 минут

    смена через 11-15 минут

    смена через 15-20 минут

    5

    Количество видов преподавания

    не менее 3-х

    2

    1

    6

    Чередование видов преподавания

    не позже чем через 10-15 минут

    через 15-20 минут

    не чередуются

    7

    Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

    2-3

    1

    Нет

    8

    Место и длительность применения ТСО

    в соответствии с гигиеническими нормами

    с частичным соблюдением гигиенических норм

    в произвольной форме

    9

    Чередование позы

    Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

    Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

    Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

    10

    Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

    На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

    1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

    Отсутствуют

    111

    Психологический климат

    Преобладают положительные эмоции

    Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

    Преобладают отрицательные эмоции

    112

    Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

    Не ранее 40 мин.

    Не ранее 35-37 мин.

    До 30 минут

     

           На одном из методических семинаров была предложена схема-анализ урока с позиций здоровьесбережения, каждый пункт которого рассмотрен и охарактеризован.

           Кроме этого рекомендовано при подготовке и проведении урока использовать критерии трудности урока, предложенные С.М.Громбахом

    Степень трудности

    Насыщенность учебными элементами

    Характер деятельности учащихся

    Уровень формирования знаний и умений

    Низкая

    От 1 до 5

    Репродуктивный

    Воспроизведение знаний без изменений, выполнение действий по образцу

    Средняя

    От 5 до 8

    Частично поисковый

    Воспроизведение знаний с элементами логических действий, применение знаний в измененной ситуации

    Высокая

    Свыше 8

    Исследовательский

    Решение творческих задач, применение знаний в новых условиях

     

    и критерии для оценки валеологизации урока по В.Н.Ирхину

    1. Учитель мобилизует учащихся на урок, создает положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку в классе.

    2. Учитель обеспечивает высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся в течение урока.

    3. На уроке благоприятный психологический климат, отношения между учителем и учащимися доброжелательные.

    4. Содержание учебного материала на уроке способствует формированию валеологической культуры школьников.

    5. Методы и формы обучения, используемые учителем, адекватны учебному содержанию, задаче этапа, а также психофизиологическим и учебным возможностям учащихся.

    6. Учитель оказывает дозированную помощь учащимся при затруднениях, создает ситуацию успеха.

    7. Учитель использует приемы психоэмоциональной разрядки.

    8. Учитель снимает у учащихся зрительное утомление, мышечное напряжение, используя различные приемы.

    9. Методы контроля и оценки знаний учащихся на уроке способствуют сохранению их психического здоровья.

    10. Учитель соблюдает гигиенические нормы и требования при организации урока (освещенность, проветривание, распределение учебного материала и т.д.).

    11. Учитель использует средства обучения в соответствии с гигиеническими требованиями.

    12. Характер, объем и дифференцированность домашних заданий соответствует реальным учебным возможностям, индивидуальным особенностям и способностям учащихся.

    К этому хотелось бы добавить:

    - Учитель использует дифференциальный и индивидуальный подходы в ходе реализации учебной деятельности.

         - Учитель использует валеологически обоснованные технологии обучения.

           При рассмотрении технологий с позиций учета воздействия на здоровье стало понятно, что все признаки здоровьесберегающих образовательных технологий имеют личностно-ориентированные, которые в центре образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка становится целью образовательной системы.

           Прошли педсоветы «Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время», «Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированных подходов», «Как избежать насилия в школе или воспитание милосердия», «Учебник, как эффективное средство активизации умственной деятельности».

           Основные наши усилия в первую очередь направлены на создание условий оздоровления детей непосредственно в образовательном процессе. Мы планируем добиться этого через:

    - использование эффективных методов обучения

    - создание благоприятного психологического климата

    - повышения удельного веса и качества занятий физической культурой

    - рационализация каникулярного времени и летнего отдыха школьников.

         Рост образования в обществе – необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

         Состояние здоровья наших школьников вызывает серьезную тревогу. Приведу некоторые цифры

    – более 20% детей в возрасте 6-7 лет по состоянию здоровья не готовы к обучению в школе;

    - более 35% - уже имеют хронические заболевания.

    По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относится к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска.

         За годы обучения в школе возрастает число нарушений зрения, осанки, заболеванию органов пищеварения, расстройства в деятельности центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. Неблагоприятные социальные процессы ведут к  возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании.

           В этой связи перед школой встают сразу две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

          Здоровье – категория многогранная, следует принимать во внимание и наследственность, и плохую экологию, и социально-экономическую составляющую.

          Тем не менее современный ребенок от 6 до 17 лет проводит в школе до 70% всего активного времени. А именно в этот период интенсивно формируются и развиваются все системы организма. Любые неблагоприятные воздействия могут вызвать нарушения адаптации, которые приводят к постепенной утрате ребенком того физического и энергетического запаса прочности, которое и принято называть здоровьем.     

        Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:

    - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст.2)

    - обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51)

          В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.28) подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

          Приоритет данной задачи подчеркивается также и в других директивных документах:

    - Программе развития воспитания в системе образования России

    - концепции реформирования образования

    - Письме Министерства образования России от 26.08.02 «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии».

         По определению министерства «… под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье».

     

    Категория: Доклады | Добавил: Ильгамия
    Просмотров: 148 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018