Вторник, 22.05.2018, 14:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Достижения [1]
Разработки уроков [5]
Нормативные документы [6]
Доклады [9]
ФГОС [5]
Статьи [2]
Тесты, контрольные работы [8]
Сингапур [2]
Мероприятии [4]
Для ребят [4]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Мини-чат
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов Кадыровой Ильгамии Вилдановны
    Главная » Файлы » Доклады

    Что такое память?
    [ Скачать с сервера (43.5Kb) ] 28.01.2015, 14:22

                                                   Что  такое  память?

     

    Что  такое  память?  Память – это  психический  процесс  впечатления,  сохранения  и  воспроизведения  опыта.  Запоминание  характеризует  образование  временных  связей,  которые  можно  восстановить  припоминанием  или  узнаванием.  Заучивание – учение  словесным  формулировкам,  а  не  понятиям.

       Данные  психологии – человек  запоминает  до  16%  того,  что слышит,  до  25%  того,  что  видит  и  до  90%  того,  в  чем  принимает  участие.

       Успешность  запоминания  зависит  от  содержания  материала,  его  качественных  и  количественных  характеристик,  наглядности,  логичности,  конкретности  или  абстрактности,  сложности,  объемности,  проявленности  главных  мыслей,  множественности    и  выраженности  признаков  изучаемых  предметов,  новизны,  значимости,  возможности  смысловой  привязки  к  уже  известному,  а  также  от  качества  изложения  учителем  и  свойств  личности  самого  учителя  и  учащихся.  На  понимание  и  запоминание  влияет  и  точность  и  конкретность  изложения,  успешность  «перевода»  материала  с  языка  учебника  на  язык  учащегося,  соответствие  словарного  запаса,  который  использует  учитель,  активному  словарному  запасу  ученика,  длина  предложений,  время  восприятия,  скорость  и  громкость  говорения  учителя,  сочетания  умственной  и  практической  деятельности,  общей  работоспособности, заинтересованности  и  подготовленности  учащихся,  упорядоченности  информации,  ее  эмоциональности,  связанности,  игровых  элементов,  целевой  установки  ученика,  количества  повторов.

      Память – фундамент,  на  котором  строится  вся  рассудочная  деятельность  человека.  Она  должна отличаться  силой,  осмысленностью  и  организованная  память  помогает  человеку  быстро  и  точно  вспомнит  то,  что  в  данный  момент  нужно.

       Характеристики  хорошей  памяти:

       -быстрое  запоминание;

       -долгое  сохранение;

       -точное  воспроизведение.

       Типы  памяти:  зрительная,  слуховая,  двигательная (моторная),  смешанная.

       В  зависимости  от  приемов  заучивания  различается  механическая  и  логическая  (смысловая)  память.  Особенностью  механической  памяти  является  запоминание  материала  в  той  форме,  в  которой  он  воспринимается,  путем  многократного  повтора  материала  или  выполнения  действий.  Дает  быстрое  забывание.

       Логическая  память  направлена  на  запоминание  не  внешней  формы,  а  смысла  изучаемого  материала,  поэтому  она  прочнее  и  оперативнее,  является  главной  в  познавательной  деятельности.

       Наличие  исключительно  сильной  механической  памяти,  которую  обнаруживают  отдельные  учащиеся,  само  по  себе  не  является  очень  ценным  свойством.  Чтобы  видеть  зависимости  и  закономерности – нужна  память  логическая.

      Хорошей  памятью   называется  высокоразвитая  смысловая  избирательная  память,  лишь  опирающаяся  на  помощь  механической  памяти

       Развитие  смысловой  памяти  зависит  от  того,  на  что  направлена  психическая  деятельность  и  жизнь  человека,  его  интересы  и  потребности.  Смысловую  память  отличает  то,  что  она  дает  человеку  возможность  запоминать  не  все  в  равной  мере,  а  преимущественно  самое  главное  для  него,  существенное,  значимое,  ценное,  интересное.  Её  объем  зависит  от  широты  и  разнообразия  интересов  личности,  их  силы  и  выраженности,  осознанности,  общего  умственного  развития  человека,  его  умения  мыслить,  объемом  его  знаний  в  соответствующих  областях.

      Условия,  от  которых  зависит  успешность  заучивания:

       1.Создание  установки  на  запоминание.  Надо  ставить  перед  собой  задачу  запомнить  все  или  отдельные  фрагменты,  надолго  или  на  короткий  срок, и  включить  эту  задачу  в  цель  действий  с  источником  информация.

       2.Активное  отношение  к  процессу  заучивания,  которое  невозможно  без  напряженного  внимания.  Для  запоминания  полезнее  2  раза  прочесть  текст  с  полным  сосредоточением  внимания,  чем  10  раз  его  перечитать  невнимательно.  Именно  поэтому  попытки  заучивать  что-нибудь  в  состоянии  сильного  утомления  или  нежелания,  когда  не  удается  как  следует  сосредоточить  внимание,  нежелательны,  является  напрасной  тратой  времени.  Нужно  отдохнуть,  настроиться.  Подумать,  зачем,  с  какой  целью  заучиваешь,  для  чего  это  нужно.  Придумать,  что-то  интересное,  внушить  себе,  что  там  есть  что-то  интересное  попробовать  внести  игрой  элемент.

       3.Нахождение  в  тексте  опор  для  смысловой  памяти.  Уметь  логически  «обрабатывать  текст» -- разбивать  его  на  смысловые  части,  находить  слова  указатели,  в  каждом  смысловом  фрагменте,  находить  опорные  слова,  предложения,  главные  мысли,  образы,  отражающие  «суть»  данного  фрагмента.  Уметь  установить  связи  между  этими  частями,  осознать  почему  они  располагаются  именно в  этом  порядке. 

       4.Выделение  главного  на   первый  план:  (цвет,  размер,  группировка,  заключение  в  рамку).

     

            Борьба  с  забыванием.

        Далеко  не  все  из  того,  что  вы  однажды  запомнили,  навсегда  сохраняется  в  нашей  памяти  и  его  можно оттуда  извлечь  припоминанием,  даже  если  у  ученика  есть  время  и  желание  это  сделать.  Многое  мы  забываем.  Забывание – длительный  процесс,  развивающийся  постепенно  и  обратный  запоминанию.  Для  успешного  предупреждения  забывания  нужно  принять  во  внимание  следующие  положения.

    1. Основное  средство  борьбы  с  забыванием – повторение,  которое,  по  словам  К.Д.Ушинского  необходимо  не  для  того,  чтобы  починить  уже  покосившееся  знание  нашей  системы  знаний,  а  для  того,  чтобы  предупредить  забывание.
    2. Знание,  которое  необходимо  сохранить,  должно  постоянно  включаться  в  систему  вновь  получаемых  школьником  знаний,  находить  себе  применение  в  решениях  новых  познавательных  задач.

     

           Внимание

         Это  выделение  сознанием  одних  воспринимаемых  объектов  с  одновременным  отвлечением  от  других  направление  сознания  на  определённый  объект.  Отмечая  роль  внимания  в  психической  деятельности,  К.Д.Ушинский  писал,  что  «…внимание  есть  именно  та  дверь,  через  которую  проходит  всё,  что  только  входит  в  душу  человека  из   внешнего  мира.  Внимание  характеризуется  объемом,  распределением,  концентрацией,  устойчивостью  и  переключением

      Объем  внимания – характеризуется  тем  количеством  объектов,  которое  может  быть  охвачено  вниманием  одновременно  или  весьма  ограниченный  отрезок  времени.

       Переключение  внимания – намеренный  перенос  внимания  с  одного  объекта  на  другой.  Чем   интереснее  для  ученика  предыдущий  объект,  информация,  наглядность,  чем  они  для  него  значимее,  тем  труднее  он  будет  переключаться  на  следующее  задание  учителя  или  подаваемую  информацию.  Формирование  способности  к  отключению  от  одного  объекта  и  концентрации  внимания  на  другом  так же  требует  тренировки.  Несформированности  этой  способности  увеличивает  период  врабатываемости  ученика, соответственно  увеличивая  и  количество   упущенной  в  уроке  информации.

       Распределение  внимания – количество  объектов,  которое  может  быть,  одновременно  охвачено  вниманием.  Этим  качеством  обладает  редкий  человек  и  без  специальных  тренировок  оно  формируется  очень  слабо.  Проверить  его  можно  следующим  образом.  Приглашаем  проверяемого  к  доске  и  предлагаем  ему  одновременно  читать  вслух  какое-либо  хорошо  известное  ему  стихотворение  и  писать  на  доске  цепочку – 13 плюсов,  14ый  минус,  опять  30  плюсов…  Подсчитываем,  сколько  раз  выполняющий  задание  или  собьется  в  чтении  стихотворения,  чтобы  пересчитать  минусы,  т.е.  потеряет  внимание  на  счете,  или  ошибается  в  количестве  знаков  на  доске,  чтобы  не  утратить  внимания  к  тексту  стихотворения.

       Концентрация  внимания – сосредоточение  внимания  на  определенном  объекте.  Без  сформированности  этого  умения  невозможно  и  формирование  личностных  качеств:  наблюдательности,  внимательности.

       Устойчивость  внимания – характеризует  способность  человека  не  только  сконцентрировать  внимание  на  заданном  объекте,  но  и  удерживать  его  на  этом  объекте нужное  время.  Неспособность  младшего  школьника  удерживать  внимание  на  читаемом  слоге  ведет к  задержке  умения  читать  вслух.  Тренировка  требует  игр,  связанных  с  ожиданием  (игра  в  прятки,  ожидание,  пока  из  норки  выскочит  мышка  и  ребенок-кошка  ее  сумеет  поймать.)

    Без  этого  качества  невозможно  научить  писать,  рисовать,  выполнять  трудовые  действия.

      Внимательность  человека  как  качество  личности  определяется  не  только  соотношением  в  деятельности  ученика  различных  видов  внимания  (произвольное  внимание,  непроизвольное  внимание )

      Невнимательность  выражается  в  неумении  сосредоточиться  на  объекте,  неспособности  удержать  внимание,  малым  объемом  его,  что  ведет  к  поверхности  суждений  и  выводов,  неспособности  проникнуть  в  суть  предметов  и  явлений,  понять  внутренний  мир  другого  человека.

       Преобладание  произвольного  внимания  характерно  для  волевого,  целеустремленного  человека,  который  ясно  осознает,  что  и  для  чего  ему  нужно.  В  этом  случае  недостатки  отдельных  качеств  внимания  (медленная  переключаемость,  слабое  распределение --  компенсируется).

      На  то,   какие  предметы  и  явления  вызывают  его  мировоззрение,  убежденность,  идеалы,  интересы,  потребности,  личностные  качества,  а  также  сформированность  общеинтеллектуальных  умений  (умение  сравнивать,  выделять  главное,  планировать  свою  деятельность,  видеть  причинно-следственные  связи,  выдвигать  гипотезы  и  предложения,  осуществлять  качественные  и  количественные,  плоскостные  и  пространственные  преобразования,  развитость  воображения,  способность  абстрагироваться  от  объекта  и  конкретизировать  общее).

       Внимание  сочетается  в  чертах  характера  с  индивидуальными  особенностями  умственной  деятельности  личности,  проявлением  ее  чувств.  В  таких  чертах  характера,  как  наблюдательность  и  любознательность,  синтезируются  своеобразие  умственной  деятельности  ребенка,  его  эмоциональное  отношение  к  окружающему,  особенности  внимания.

    Категория: Доклады | Добавил: Ильгамия
    Просмотров: 92 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018